Жигули с Будкой: Особенности, Названия и История Популярной Модификации

Модель «Жигули» в истории советского автопрома занимает особое место. Этот автомобиль стал настоящей иконой в 70-х и 80-х годах прошлого века, и его репутация распространилась далеко за пределы Советского Союза. Однако среди множества модификаций, которые получили большую популярность, особняком стоят так называемые «Жигули с будкой» – практичные и неприхотливые автомобили с кузовом типа «фургон», предназначенные для коммерческих и бытовых нужд.

Как Появилась Идея Создания «Жигулей с Будкой»

На базе классической модели «Жигули» Волжского автомобильного завода было создано множество модификаций, и многие из них были вызваны потребностями рынка и запросами покупателей. Одной из таких уникальных версий стал ВАЗ-2102, который представлял собой автомобиль с кузовом «универсал», отличающийся задним отделением с увеличенной грузоподъемностью и, что особенно важно, возможностью транспортировки объемных грузов.

Однако дальнейшие модификации на основе ВАЗ-2102 привели к появлению модели, которая условно называется «Жигули с будкой». Это разновидность, где кузов трансформировался в фургон или закрытый грузовой отсек, напоминающий «будку». Такой тип автомобилей был создан с целью удовлетворить запросы на легкий коммерческий транспорт для бизнеса, торговли и доставки, а также нужд сельского хозяйства.

Почему ВАЗ-2102 Становится Основой для «Жигулей с Будкой»

ВАЗ-2102, будучи универсалом, стал отличной базой для различных модификаций. Этот автомобиль отличался крепким кузовом, задним приводом и хорошей грузоподъемностью. Превращение заднего отделения в фургон было логичным шагом для расширения возможностей использования машины. «Будка» предоставляла больше места для грузов и обеспечивала защиту от погодных условий, что делало её привлекательной для коммерческих целей.

Интересно, что модификация «с будкой» была популярна не только в СССР, но и за рубежом. Некоторые экспортные модели, отправлявшиеся в страны Восточной Европы, также получали подобные доработки. Со временем ВАЗ начал экспериментировать и с другими кузовными вариациями на базе других моделей, но именно ВАЗ-2102, как универсал, был лучшим вариантом для преобразования в мини-фургон.

Названия и Индексы Модификаций «Жигулей с Будкой»

Существовали различные варианты модификаций и переоборудования «Жигулей» с установкой будки. Большинство из них не имели официальных индексов и наименований, поскольку дорабатывались на производственных площадках мелких предприятий и заводов, но в народе получили обобщенные названия.

  1. ВАЗ-2102 Фургон – основная модель, получившая прозвище «Жигули с будкой». Эта версия предполагала закрытый кузов, созданный на базе обычного универсала ВАЗ-2102.
  2. ВАЗ-2104 Фургон – еще одна версия с будкой, которая появилась позже и была создана на базе ВАЗ-2104. Этот автомобиль часто называли «четверка-фургон».
  3. Кастомные модификации – поскольку официально фургонная версия «Жигулей» производилась в ограниченных количествах, некоторые владельцы самостоятельно переделывали свои автомобили, устанавливая металлические и деревянные конструкции, чтобы превратить их в фургоны.

Основные Преимущества «Жигулей с Будкой»

  • Универсальность и Практичность. Благодаря закрытому грузовому отсеку автомобиль стал намного удобнее для перевозки грузов. Это был отличный вариант для небольших торговцев, фермеров, людей, работающих в сфере строительства и ремонтных услуг.
  • Экономичность. В отличие от крупных грузовиков, «Жигули с будкой» обладали невысокой стоимостью содержания. Меньший расход топлива и возможность обслуживания на обычных СТО делали этот автомобиль экономически выгодным для малого бизнеса.
  • Проходимость и надежность. Благодаря заднему приводу и относительно высокой посадке, автомобиль мог использоваться не только в городах, но и в сельской местности, где качество дорог оставляло желать лучшего.

Сферы Применения «Жигулей с Будкой»

Эти автомобили нашли широкое применение в различных сферах:

  1. Коммерческая Доставка – такие автомобили использовались для доставки продуктов питания, строительных материалов, почтовых посылок и другого груза.
  2. Сельское Хозяйство – особенно популярны «Жигули с будкой» стали среди фермеров, так как позволяли перевозить урожай, семена и инструменты.
  3. Ремонтные и Строительные Бригады – для небольших бригад, занимающихся ремонтом, это был идеальный транспорт, который можно было использовать как для перевозки инструментов, так и для транспортировки стройматериалов.
  4. Городские Службы – многие городские службы использовали эти автомобили для бытовых нужд, таких как уборка и транспортировка мелких предметов.

Особенности Конструкции и Технические Доработки

Переоборудование ВАЗ-2102 и ВАЗ-2104 в фургон обычно включало несколько ключевых доработок. Задние сиденья демонтировались, чтобы освободить больше места для груза. Задние боковые окна часто заменяли металлическими панелями или прочным стеклом. Крыша также могла усиляться для обеспечения большей грузоподъемности. Некоторые кастомные версии оснащались перегородками между кабиной водителя и грузовым отсеком для защиты пассажиров.

Для повышения грузоподъемности автомобиль также могли оборудовать дополнительными усилениями подвески, особенно если он использовался для транспортировки тяжелых грузов. На некоторых модификациях устанавливали усиленные амортизаторы и пружины, чтобы обеспечить более надежную работу в условиях повышенной нагрузки.

Популярность «Жигулей с Будкой» в Современное Время

Сегодня автомобили с будкой на базе «Жигулей» можно встретить реже, но они все еще востребованы среди любителей ретро-автомобилей и коллекционеров. В странах СНГ и Восточной Европы некоторые модели до сих пор используются для коммерческих целей, хотя большинство из них находятся в частных коллекциях и принимают участие в выставках ретро-автомобилей.

Популярность этих автомобилей обусловлена ностальгией по прошлому, их относительной простотой конструкции и экономичностью. В некоторых регионах до сих пор можно найти уцелевшие версии, которые используются в качестве «рабочих лошадок» на фермах или для перевозки небольших грузов.

Заключение: Жигули с Будкой — История, Которая Продолжается

«Жигули с будкой» – это не просто автомобиль, а символ эпохи, когда советский автопром пытался приспособить свои модели под нужды населения. Эти машины воплотили в себе экономичность, универсальность и надежность, которые ценились как в городе, так и в деревне. И хотя сегодня они уступают по популярности современным минивэнам и фургонам, их место в истории отечественного автомобилестроения навсегда останется значимым.

Будь то работа или путешествия, «Жигули с будкой» всегда готов был принять на себя груз любых задач. И даже сейчас, спустя десятилетия, эти автомобили продолжают вдохновлять автолюбителей и коллекционеров, напоминают нам о том, как в каждой простой и надежной машине можно найти историю, пропитанную духом времени и человеческим трудом.

Оцените статью