Отличия ЗИС-151 и ЗИЛ-157: Подробное сравнение двух легендарных грузовиков

В истории отечественного автопрома немало моделей, ставших символами своего времени. Среди них выделяются два грузовика – ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Они были широко распространены как в Советском Союзе, так и за его пределами. Эти автомобили использовались в армии, промышленности и строительстве, но при этом имели свои уникальные особенности и конструктивные различия. В этой статье мы подробно разберем, чем отличаются ЗИС-151 и ЗИЛ-157, чтобы лучше понять их роль в истории.

История создания

ЗИС-151: Этот автомобиль появился в 1948 году и стал первой массовой советской моделью с полным приводом. Его разработка была частью послевоенного восстановления страны, когда армия и гражданская инфраструктура нуждались в надежных грузовиках высокой проходимости. ЗИС-151 создавался с оглядкой на американский грузовик GMC CCKW, который Советский Союз получил в годы войны по программе ленд-лиза.

ЗИЛ-157: Разработка ЗИЛ-157 началась в начале 1950-х годов как модернизация и замена ЗИС-151. Производство стартовало в 1958 году. Новая модель должна была исправить недостатки предшественника и предложить улучшенные технические характеристики. Этот грузовик стал известен под неофициальным названием «Кентавр» за его выдающиеся внедорожные качества.

Внешний вид и конструкция

На первый взгляд, оба грузовика имеют схожий дизайн: длинный капот, кабина с округлыми формами, три ведущих моста. Однако при внимательном рассмотрении различия становятся очевидными.

  1. Кабина:
    • У ЗИС-151 кабина металлическая, простая по дизайну, с меньшим количеством элементов обтекаемости. Лобовое стекло состоит из двух раздельных частей.
    • ЗИЛ-157 получил более современную кабину с улучшенной обзорностью. Лобовое стекло стало цельным, что обеспечило лучший обзор для водителя.
  2. Крылья:
    • У ЗИС-151 передние крылья имеют острые углы, что подчеркивает его «военный» облик.
    • У ЗИЛ-157 крылья стали округлыми, что улучшило аэродинамику и придавало автомобилю более современный вид.
  3. Колеса:
    • ЗИС-151 оснащался шинами меньшего диаметра, что ограничивало его проходимость.
    • ЗИЛ-157 получил крупные шины с центральной системой регулировки давления, что стало важным новшеством. Это решение позволило грузовику преодолевать песчаные и болотистые участки без значительных проблем.

Технические характеристики

Различия в конструкции значительно повлияли на эксплуатационные качества автомобилей.

  1. Двигатель:
    • ЗИС-151 оснащался шестицилиндровым двигателем мощностью 92 л.с. Это был надежный, но довольно слабый мотор по меркам 1950-х годов.
    • ЗИЛ-157 получил усовершенствованный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-121 мощностью 104 л.с. Это дало грузовику более высокую скорость и лучшую динамику на сложных участках.
  2. Коробка передач:
    • На ЗИС-151 устанавливалась механическая пятиступенчатая коробка передач. Она была простой, но требовала определенных навыков управления.
    • ЗИЛ-157 также оснащался пятиступенчатой коробкой передач, но с более плавным переключением и улучшенной конструкцией.
  3. Раздаточная коробка:
    • ЗИС-151 имел раздаточную коробку с примитивным управлением, что сказывалось на удобстве эксплуатации.
    • ЗИЛ-157 получил улучшенную раздаточную коробку, которая позволяла более эффективно распределять тягу между мостами.
  4. Проходимость:
    • ЗИС-151 был хорош на твердых покрытиях, но на песке, снегу или грязи его проходимость оставляла желать лучшего.
    • ЗИЛ-157 стал настоящим внедорожником. Центральная система регулировки давления в шинах и увеличенный дорожный просвет сделали его незаменимым в условиях бездорожья.

Надежность и ремонтопригодность

  1. ЗИС-151:
    • Конструкция была надежной, но технически устаревшей. Часто возникали проблемы с трансмиссией и ходовой частью. Ремонт требовал значительных усилий и времени.
    • Запасные части для ЗИС-151 в 1950-х годах было сложно достать, что осложняло его эксплуатацию.
  2. ЗИЛ-157:
    • Автомобиль оказался более надежным благодаря улучшенной конструкции узлов. Обслуживание стало проще, а ремонт занимал меньше времени.
    • Унификация запчастей с другими моделями ЗИЛ сократила затраты на эксплуатацию.

Эксплуатация и области применения

Оба грузовика нашли широкое применение, но их использование имело свои особенности.

  • ЗИС-151: Использовался преимущественно в армии для перевозки грузов и солдат. Часто его переделывали в санитарные машины, пожарные автоцистерны и ракетные установки. Однако его недостаточная проходимость ограничивала применение в тяжелых условиях.
  • ЗИЛ-157: Этот грузовик стал универсальным. Помимо армии, его активно использовали в геологоразведке, лесозаготовках и строительстве. За счет своей высокой проходимости он был незаменим в северных регионах и на труднодоступных территориях.

Долговечность и популярность

  1. ЗИС-151:
    • Производился до 1958 года, после чего был заменен ЗИЛ-157. К тому моменту его конструкция уже устарела, и спрос на него резко снизился.
    • Сегодня эти грузовики являются раритетом, часто встречаются только в музеях и частных коллекциях.
  2. ЗИЛ-157:
    • Выпускался с 1958 по 1991 год, что свидетельствует о его популярности и успехе. Многие машины используются до сих пор в сельском хозяйстве и промышленности.
    • Благодаря огромному количеству выпущенных экземпляров ЗИЛ-157 стал символом советской автоиндустрии.

Итоговое сравнение

Характеристика ЗИС-151 ЗИЛ-157
Год начала выпуска 1948 1958
Мощность двигателя 92 л.с. 104 л.с.
Кабина Раздельное стекло Цельное стекло
Проходимость Умеренная Высокая
Система регулировки давления Отсутствует Центральная система
Основная область применения Армия Армия, геология, строительство

Заключение

ЗИС-151 и ЗИЛ-157 – это два этапа эволюции советского грузового автопрома. ЗИС-151 стал основой для создания первых массовых полноприводных грузовиков, а ЗИЛ-157 унаследовал лучшие черты предшественника, улучшив их с учетом опыта эксплуатации. Каждый из этих автомобилей занял важное место в истории и стал олицетворением своего времени.

Оцените статью