В истории отечественного автопрома немало моделей, ставших символами своего времени. Среди них выделяются два грузовика – ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Они были широко распространены как в Советском Союзе, так и за его пределами. Эти автомобили использовались в армии, промышленности и строительстве, но при этом имели свои уникальные особенности и конструктивные различия. В этой статье мы подробно разберем, чем отличаются ЗИС-151 и ЗИЛ-157, чтобы лучше понять их роль в истории.
История создания
ЗИС-151: Этот автомобиль появился в 1948 году и стал первой массовой советской моделью с полным приводом. Его разработка была частью послевоенного восстановления страны, когда армия и гражданская инфраструктура нуждались в надежных грузовиках высокой проходимости. ЗИС-151 создавался с оглядкой на американский грузовик GMC CCKW, который Советский Союз получил в годы войны по программе ленд-лиза.
ЗИЛ-157: Разработка ЗИЛ-157 началась в начале 1950-х годов как модернизация и замена ЗИС-151. Производство стартовало в 1958 году. Новая модель должна была исправить недостатки предшественника и предложить улучшенные технические характеристики. Этот грузовик стал известен под неофициальным названием «Кентавр» за его выдающиеся внедорожные качества.
Внешний вид и конструкция
На первый взгляд, оба грузовика имеют схожий дизайн: длинный капот, кабина с округлыми формами, три ведущих моста. Однако при внимательном рассмотрении различия становятся очевидными.
- Кабина:
- У ЗИС-151 кабина металлическая, простая по дизайну, с меньшим количеством элементов обтекаемости. Лобовое стекло состоит из двух раздельных частей.
- ЗИЛ-157 получил более современную кабину с улучшенной обзорностью. Лобовое стекло стало цельным, что обеспечило лучший обзор для водителя.
- Крылья:
- У ЗИС-151 передние крылья имеют острые углы, что подчеркивает его «военный» облик.
- У ЗИЛ-157 крылья стали округлыми, что улучшило аэродинамику и придавало автомобилю более современный вид.
- Колеса:
- ЗИС-151 оснащался шинами меньшего диаметра, что ограничивало его проходимость.
- ЗИЛ-157 получил крупные шины с центральной системой регулировки давления, что стало важным новшеством. Это решение позволило грузовику преодолевать песчаные и болотистые участки без значительных проблем.
Технические характеристики
Различия в конструкции значительно повлияли на эксплуатационные качества автомобилей.
- Двигатель:
- ЗИС-151 оснащался шестицилиндровым двигателем мощностью 92 л.с. Это был надежный, но довольно слабый мотор по меркам 1950-х годов.
- ЗИЛ-157 получил усовершенствованный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-121 мощностью 104 л.с. Это дало грузовику более высокую скорость и лучшую динамику на сложных участках.
- Коробка передач:
- На ЗИС-151 устанавливалась механическая пятиступенчатая коробка передач. Она была простой, но требовала определенных навыков управления.
- ЗИЛ-157 также оснащался пятиступенчатой коробкой передач, но с более плавным переключением и улучшенной конструкцией.
- Раздаточная коробка:
- ЗИС-151 имел раздаточную коробку с примитивным управлением, что сказывалось на удобстве эксплуатации.
- ЗИЛ-157 получил улучшенную раздаточную коробку, которая позволяла более эффективно распределять тягу между мостами.
- Проходимость:
- ЗИС-151 был хорош на твердых покрытиях, но на песке, снегу или грязи его проходимость оставляла желать лучшего.
- ЗИЛ-157 стал настоящим внедорожником. Центральная система регулировки давления в шинах и увеличенный дорожный просвет сделали его незаменимым в условиях бездорожья.
Надежность и ремонтопригодность
- ЗИС-151:
- Конструкция была надежной, но технически устаревшей. Часто возникали проблемы с трансмиссией и ходовой частью. Ремонт требовал значительных усилий и времени.
- Запасные части для ЗИС-151 в 1950-х годах было сложно достать, что осложняло его эксплуатацию.
- ЗИЛ-157:
- Автомобиль оказался более надежным благодаря улучшенной конструкции узлов. Обслуживание стало проще, а ремонт занимал меньше времени.
- Унификация запчастей с другими моделями ЗИЛ сократила затраты на эксплуатацию.
Эксплуатация и области применения
Оба грузовика нашли широкое применение, но их использование имело свои особенности.
- ЗИС-151: Использовался преимущественно в армии для перевозки грузов и солдат. Часто его переделывали в санитарные машины, пожарные автоцистерны и ракетные установки. Однако его недостаточная проходимость ограничивала применение в тяжелых условиях.
- ЗИЛ-157: Этот грузовик стал универсальным. Помимо армии, его активно использовали в геологоразведке, лесозаготовках и строительстве. За счет своей высокой проходимости он был незаменим в северных регионах и на труднодоступных территориях.
Долговечность и популярность
- ЗИС-151:
- Производился до 1958 года, после чего был заменен ЗИЛ-157. К тому моменту его конструкция уже устарела, и спрос на него резко снизился.
- Сегодня эти грузовики являются раритетом, часто встречаются только в музеях и частных коллекциях.
- ЗИЛ-157:
- Выпускался с 1958 по 1991 год, что свидетельствует о его популярности и успехе. Многие машины используются до сих пор в сельском хозяйстве и промышленности.
- Благодаря огромному количеству выпущенных экземпляров ЗИЛ-157 стал символом советской автоиндустрии.
Итоговое сравнение
Характеристика | ЗИС-151 | ЗИЛ-157 |
---|---|---|
Год начала выпуска | 1948 | 1958 |
Мощность двигателя | 92 л.с. | 104 л.с. |
Кабина | Раздельное стекло | Цельное стекло |
Проходимость | Умеренная | Высокая |
Система регулировки давления | Отсутствует | Центральная система |
Основная область применения | Армия | Армия, геология, строительство |
Заключение
ЗИС-151 и ЗИЛ-157 – это два этапа эволюции советского грузового автопрома. ЗИС-151 стал основой для создания первых массовых полноприводных грузовиков, а ЗИЛ-157 унаследовал лучшие черты предшественника, улучшив их с учетом опыта эксплуатации. Каждый из этих автомобилей занял важное место в истории и стал олицетворением своего времени.